Курсовая работа. Тема: Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье.

Заказ 262

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

Содержание

Введение                                                                                                           3

Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье                                                                         5

1.1 Представление о неполной семье                                                             5

1.2 Представление о младшем школьнике. Его особенности                       11

1.3 Воспитание как процесс формирования личности младшего школьника из неполных семей                                                                                               16

Глава II. Эмпирическое наблюдение                                                              20

2.1 Организация и методы исследования                                                     20

2.2 Анализ и интерпретация исследования                                                   25

Заключение                                                                                                     34

Список использованной литературы                                                             37

Введение

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Тема «Особенности воспитания младшего школьника в неполной семье» является актуальной, так как от структуры семьи, зависит воспитание и эмоциональная устойчивость ребенка.

Традиционно неполной признается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи.

Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, им присущ ряд комплексов, родитель (обычно мама) обеспокоен своим социальным положением, не имеет психологической поддержки, ответственность за своего ребенка возлагает только на себя. В результате происходит депривация ребенка и родителя.

На сегодняшний день проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, влияние старшего поколения не является уже безоговорочно. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов — распадается почти каждый второй брак. А ведь развод — это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь в данной ситуации именно дети получают психологическую травму.

Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Такие социально-демографические тенденции, как увеличение числа разводов, рост внебрачных рождений, повышение уровня смертности позволяют утверждать, что неполная семья становится все более распространенным социальным явлением.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматриваются учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина.

Над процессами функционирования полных и неполных семей в России трудились И.Г. Киселева, Н.И. Костомаров, В.Ю. Крупнянская, Н.С. Полищук, и другие ученые.

Цель исследования: изучить особенности воспитания младшего школьника в неполной семье.

Объект исследования: неполные семьи в возрасте от 27 до 49 лет.

Предмет исследования: влияние воспитания младшего школьника в неполной семье на его формирование личности.

Гипотеза: существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполных семьях и отношением к себе у младшего школьника.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть представление о неполной семье и рассмотреть ее особенности воспитательного процесса.
  2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания детей в неполной семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Глава I. Теоретическое исследование особенностей воспитания младших школьников в неполной семье.

1.1 Представление о неполной семье.

Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе, о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьей в её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья образует определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливает ту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.

Нарушение внутрисемейных отношений, являясь неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.

…………………………

………………………….

………………………….

Глава II. Эмпирическое наблюдение.

2.1 Организация и методы исследования.

Цель: исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в неполной семье.

Объект: неполные семьи в возрасте от 27 до 49 лет.

Предмет исследования: влияние воспитания младшего школьника в неполной семье на его формирование личности.

Гипотеза: существует взаимосвязь между особенностями воспитания в неполной семье и отношением к себе у младшего школьника.

Задачи:

  1. Подобрать методы диагностики по выявлению особенностей воспитания младших школьников в неполной семье.
  2. Провести экспериментальное исследование по проблеме воспитания детей младшего школьного возраста в неполных семьях, проанализировать результаты и сделать выводы.

Экспериментальное исследование было проведено в Московском Государственном Учреждении Социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних «Солнцево», расположенного по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, дом 8-А.

………………………..

………………………..

……………………….

Заключение

Семья, являясь первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве её членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям.

Одной из кризисных социальных ситуаций развития является неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка.

Для полноценного развития личности младшего школьника в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.

Исследуя вопрос воспитания в неполных семьях как теоретически, так и практически, можно сделать вывод, что любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант «приходящего» отца. Существует и другой вариант — новый папа. Если мамой будут созданы положительные отношения в семье, если она сможет внушить уважение «нового» папы и дать понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.

Успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней.

Именно на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений. И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески показывать детям, «что такое хорошо, и что такое плохо».

В экспериментальном исследовании выявилась прямая зависимость отношения ребенка к родителям от стиля его воспитания. Данные диагностические методики показали, что:

— дети из неполных семей, чаще всего, характеризуются как люди с низкой самооценкой, высокой степенью импульсивности, закрытостью, ощущением ущербности, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;

— в неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся ускорить развитие своего ребенка.

Данные результаты были доказаны с помощью ранговой корреляции Спирмена.

Несколько советов родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.
  • ………………..

………………………..

…………………………

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 592 с.
  2. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256 с.
  3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
  4. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.
  5. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.
  6. Андрющенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 2003, № 4.- С. 5-7.
  7. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2003. – 470 с.
  8. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 272 с.
  9. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. — №2. — С. 14-41.
  10. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», 2006. – 432 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
  12. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования – 2001. — № 11. – С. 108-118.
  13. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание школьников. – 2003. — №10. – С. 13-17
  14. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. — 2003. — № 7. — С. 75-80.
  15. Иванов С. Одинокие дети // Воспитание школьников. — 2004. — № 1. — С. 5-7
  16. Иванов С. Одинокие дети // Воспитание школьников. — 2004. — № 3. — С. 10-12
  17. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.
  18. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. — Л.: Медицина, 2006. – 160 с.
  19. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 433 с.
  20. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 2007. – 259 с.