Курсовая работа. Тема: Особенности работы с неуспевающими школьниками.

Заказ 261

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин…………………………………………………………7

1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7

1.2 Психологические особенности неуспевающих школьников………..13

1.3 Пути устранения школьной неуспеваемости…………………………..20

Глава 2. Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста………………………………………..27

2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….27

2.2 Реализация путей устранения неуспеваемости детей младшего школьного возраста……………………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………40

Введение

До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сфере, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися — дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование.

К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

Актуальность темы исследования обусловливает то, что, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и малым количеством методических разработок путей устранения этих причин.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение причин неуспеваемости младших школьников и путей устранения этих причин.

Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.

Предмет исследования: причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути их устранения.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность путей устранения причин неуспеваемости младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что устранение причин неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть понятие «неуспеваемость» и определить причины неуспеваемости младших школьников.
  3. Выявить пути устранения неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
  4. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования школьной неуспеваемости в работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;

— Сравнение, изучение документации;

— Организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.


Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин

1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [11, с.234].

………………………

………………………

………………………

Глава 2. Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста.

Для оказания помощи неуспевающим младшим школьникам на базе ГОУ ДС №31 города Москва в 3 А классе нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

  1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения.
  2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости с 1-2 детьми.
  3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками.

В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.

…………………………..

………………………….

………………………….

Заключение

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В данной работе была рассмотрена неуспеваемость школьников, определены причины неуспеваемости младших школьников, а также выявлены пути устранения причин неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Нами выявлены следующие причины школьной неуспеваемости младших школьников: неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.

Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:

— дифференцированное восприятие;

— аналитическое мышление;

— рациональный подход к действительности;

— логическое запоминание;

— интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

— овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;

— развитие тонких движений рук и зрительно — двигательных координаций.

Третье: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:

— развитие у детей потребности в общении с другими;

— умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;

— способность справляться с ролью школьника.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как, на своего рода, тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход — учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

В результате проведенного экспериментального исследования мы выявили в классе четырех неуспевающих учеников, которые устают после уроков, у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена коррекционная работа по устранению неуспеваемости этих школьников.

Для этого были созданы особо благоприятные условия для неуспевающих школьников. Разработаны отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовались игровая и практическая деятельности, успевающие ученики приобщались к занятиям с отстающими учениками. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. — Минск: Высшая школа, 2010. — 128 с.
  2. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. — Тверь: ТГУ, 2011. – 391 с.
  3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. — Л.: Лениздат, 2011. — С. 190.
  4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 512с.
  5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. — 2010. — №1. — С.18.
  6. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. — М.: Знание, 2009. — С.24-25.
  7. Блонский П.П. Школьная успеваемость. — М.: Просвещение, 2011. — 423 с.
  8. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. — М.: Известия АПН РСФСР, 2010. — №36. — С.23.
  9. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. — М.: Просвещение, 2009. — 521 с.
  10. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 534 с.
  11. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. — Ростов-на-Дону, 2012. — 523 с.
  12. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. — М.: Просвещение, 2004. — С.326.
  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2009. — С.165.
  14. Ищеева-Филатова М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. — Нальчик: Эльбрус, 2007. — 432 с.
  15. Калмыкова Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М.: Знание, 2009. — 338 с.
  16. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. — М.: Просвещение, 2006. — 317 с.
  17. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников // Сов. педагогика. 2008. — №2. — С.117.
  18. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 2008. — 335 с.
  19. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М.: Просвещение, 2010. — С.7-12.
  20. Маркова А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников // Вопросы психологии. — 2009. — №1. — С.78.
  21. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению // Советская педагогика. — 2009. №11. — С.12-23.
  22. Маттес Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников // Вопросы психологии. — 2011. — №4. — С.152-154.
  23. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. — Минск: Народная асвета, 2010. — 228 с.
  24. Мурачковский Н.И. Типы неуспеваемости школьников. — М.: Советская педагогика, 2010. — №7. — С.23.
  25. Немов Р.С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 557 с.
  26. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям. — М.: Тривиола, 2009. — С. 210.
  27. Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — С. 412.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 2011. – 356 с.
  29. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. — М.: Просвещение, 2010. — 217 с.
  30. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М.: Институт психотерапии, 2009. – 280 с.
  31. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. — М.: Педагогика, 2010. – 243 с.