Курсовая работа. Тема: Проблематика проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Заказ 163

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание и задачи. Виды оперативно-розыскных мероприятий. 5

Глава 2. Лица, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. 10

Глава 3. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам. 14

Заключение. 21

Список литературы.. 23

 

Введение

 

Исходя из своего правового содержания, оперативно-розыскная деятельность является фундаментом уголовного преследования лиц совершивших преступления. Во все периоды развития уголовно-правовой науки указанному институту уделялось значительное внимание, в результате чего нормы права, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность подвергались различному толкованию.

Оперативно-розыскная деятельность, исходя из сформулированных в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» задач, напрямую связана с умалением конституционных прав граждан.

В связи с этим действия сотрудников правоохранительных органов осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия постоянно находятся под пристальным контролем со стороны государства и общественности, а законность и правильность проведения упомянутых мероприятий нередко являются предметами проверки суда при производстве по уголовным делам.

Оперативно-розыскная деятельность, в силу ее преимущественного негласного характера и использования в ее осуществлении конфиденциального содействия отдельных лиц, традиционно является предметом и дискуссий относительно допустимости ее средств и методов, а также нравственной состоятельности этой деятельности. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, таит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки[1].

Одними из наиболее спорных являются нормы регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом. Следует отметить, что неприкосновенность таких лиц является важнейшей правовой гарантией их деятельности, однако наличие особого статуса зачастую является существенным препятствием для привлечения их к уголовной ответственности.

Совершение преступлений должностными лицами, длительность расследования таковых и судопроизводства по данным делам, сопряженные с освещением данных событий средствами массовой информации, вызывают постоянную критику и возмущение со стороны общественности.

Ратификация Российской Федерацией в 2006 года Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, признание Президентом Российской Федерации борьбы с коррупцией одним из наиболее приоритетных направлений государственной деятельности, а также принятие ФЗ «О противодействии коррупции», свидетельствует о повышении государственного внимания к контролю за лицами, наделенными властными полномочиями, в том числе имеющими особый правовой статус.

По этой причине научное исследование особенностей проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении таких лиц является актуальным как для современной правовой науки, так и для правоприменительной практики, а выявление проблем в данной сфере правоотношений и поиск путей их решения может служить отправной точкой для внесения изменений в действующее законодательство.

Следует отметить и то, что в последние годы в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» внесены поправки, изменившие суть его отдельных положений; претерпели изменения законодательные и подзаконные акты, прямо или косвенно касающиеся оперативно-розыскной деятельности; несколько изменилась и практика применения этого закона, а также проведены множественные научные изыскания в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Целью настоящей работы является выявление особенностей проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении упомянутой категории лиц и формулирование основных проблем возникающих в правоприменительной практике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач, которыми являются:

— выявление лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам;

— изучение нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности в отношении таких лиц;

— систематизация особенностей оперативно-розыскной деятельности в отношении упомянутой категории граждан и существующих проблем, возникающих в процессе правоприменения;

— предложение путей разрешения таких проблем.

Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание и задачи. Виды оперативно-розыскных мероприятий.

 

Как известно, одной из важнейших функцией государства является защита страны от внешних и внутренних угроз, а также сохранение стабильности и порядка в обществе. Указанные задачи традиционно обеспечиваются работой государственного аппарата, армии и правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность – как вид государственной деятельности, связанная с борьбой с преступностью, имеет целью обеспечение законности и правопорядка в интересах граждан, общества и государства, охрану самого права, которое определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки.

Одной из разновидностей правоохранительной деятельности является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения специальных мероприятий.

С.С. Авдеев выделяет три основных признака оперативно-розыскной деятельности, к которым относит:

  1. Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов профессиональной сыскной деятельности и включает в себя функции охраны права путем применения специфических мер юридического воздействия к нарушителям установленного порядка.
  2. Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции за счет ее структурного обособления.
  3. Основным способов осуществления оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных мероприятий[2].

Системный анализ статей 2 и 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» позволяет разделить задачи оперативно-розыскной деятельности на следующие сферы:

  1. Борьба с преступностью:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

— выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

— розыск без вести пропавших.

  1. Обеспечение безопасности Российской Федерации:

Заключение.

 

Следует согласиться с мнением о том, что правильно организованная оперативно-розыскная деятельность является необходимым условием эффективной борьбы с преступностью, особенно с такими ее опасными формами, как экономическая, организованная преступность, коррупция и терроризм[1].

Наличие особого правового статуса отдельных категорий должностных лиц, а также адвокатов и кандидатов в депутаты, создает определенные неудобства для подразделений, занимающихся оперативно-розыскной работой, поскольку связано с получением соответствующего согласия или разрешения у специализированных органов.

Указанное обстоятельство, на мой взгляд, создает условия для наступления ряда неблагоприятных последствий, способных сделать оперативно-розыскные мероприятия бесполезными, таких как:

— увеличение сроков реагирования оперативно-розыскных служб на сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;

— увеличение вероятности распространения сведений о намерении проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении упомянутой категории лиц.

Отсутствие юридического определения понятий оперативно-розыскных мероприятий, равно как единого порядка их проведения и фиксации результатов приводит к определенному нивелированию оперативно-розыскной деятельности и как следствие невозможности впоследующем наделении такой информации доказательственным значением.

Кром того, это создает условия для обжалования действий оперативно-розыскных подразделений в суд, при этом, следует согласиться, что использование института обжалования действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является одним из распространенных легальных способов противодействия расследованию[2].

С учетом изложенного, полагаю, что первоочередными шагами к совершенствованию законодательства об оперативно-розыскной деятельности должны стать:

— установление единого порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и фиксации полученных результатов;

— систематизация законодательства с целью использование единой терминологии и средств юридической техники при определении особенностей проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, и получения разрешения на их проведение.

Указанные меры, на мой взгляд, с одной стороны будут способствовать повышению значимости информации полученной в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий и наделении таковых, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, доказательственными свойствами. С другой – упрощением порядка получения разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, что может повлечь за собой дисциплинирование их деятельности и снижение уровня коррупции в органах государственной власти.

Список литературы

Нормативные документы.

 

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  3. О статусе народного депутата СССР: Закон СССР от 31.05.1990 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  4. О статусе народного депутата РСФСР: Закон РСФСР от 15.11.1990 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  5. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 г. N 3-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  6. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 08.07.1981 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
  7. О статусе судей в СССР: Закон СССР от 04.08.1989 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  8. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. N 2202-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  9. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 г. N 3132-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 09 июня 2011 года № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова» // Российская газета, № 132, 22 июня 2011 года.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 года № 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта «в» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета, № 6, 16 января 2013 года.

 

Юридическая литература.

 

  1. Авдеев С.С. Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности. – Петрозаводск, 2009. – 68 с.
  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность. Часть I: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2006.
  3. Арабули Д.Т. Гарантии обеспечения адвокатской тайны в уголовном процессе // Обеспечение законности в российском уголовном судопроизводстве: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. Н.П. Огарева, Мордов. гуманитар. ин-т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.
  4. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2009.
  5. Исанов С.Н. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат, 2004, № 11, С. 14 – 16.
  6. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» / Под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского – М.: Проспект, 2012.
  7. Левинова Т.А. Обжалование действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: проблемы правоприменения // Российская юстиция, 2011, № 6, С. 59 – 61.
  8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д.Н. Козака. – М.: Статут, 2003.
  9. Скобликов П.А. Надлежащий порядок обжалования в суд решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Закон, 2010, № 7.
  10. Филимонова И.В. Понятие фикции в правовой науке: уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты // Адвокатская практика, 2007, № 4.
  11. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. I. – СПб.: Альфа, 1996. –552 с.