Курсовая работа: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНДИВИДА

Заказ 189

Цена полной версии курсовой: 990 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2

1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАУНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………………………………………………………………4

1.1 Понятие адаптации………………………………………………..4

1.2 Личностная адаптация……………………………………………7

2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНДИВИДА…….……………………………..12

2.1 Научные подходы к исследованию проблемы адаптации личности в зарубежной и отечественной психологии…………………..12

2.2 Возрастные и индивидуальные закономерности развития личностной адаптированности…………………………………………….13

3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АДАПТИВНОСТИ……………………………………………………………15

3.1 Анализ результатов эмпирического исследования……………15

         3.2 Корреляционный анализ………………………………………….17

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………23

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития страны большое значение имеет подготовка в высших учебных заведениях специалистов высокой квалификации, умеющих анализировать, объяснять и прогнозировать явления и процессы, которые происходят. В связи с этим актуальным вопросом является изучение основных проблем адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении.

Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие для ее успешного осуществления. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам подготовки психологов посвящено много публикаций. Процесс профессиональной подготовки психологов в вузе рассматривался в работах С. Абрамовой, Ю.Е. Алешиной, М.О. Аминова, А.Ф. Бондаренко, Ф.Е. Василюка, И.А. Володарского, А.И. Донцова, В.П. Захарова, Ю.М. Емельянова, Л.А. Петровской, Н.И. Повьякель, Ю.А. Приходько, Н.В. Чепелев и др.. Ими анализировались проблемы адаптации студентов к условиям обучения, успеваемость в овладении программой подготовки, отдельные технологические вопросы подготовки специалистов, предлагались различные модели структуры личности практикующего психолога, исследовались условия личностного развития психолога-практика.

Проблему личностной адаптации в период профессиональной подготовки психолога-специалиста изучали В.В. Гусейнов, Л.А. Коростылева, С.Д. Максименко, В.Г. Господин, Н.В. Чепелева, Н.Ф. Шевченко и др.. Именно активное приспособление личности к социуму, как отмечают ряд авторов, является тем интегральным показателем состояния человека, отражает ее возможности выполнять необходимые биосоциальные функции.

Целью работы является исследование личностной адаптированности учащихся к условиям обучения в высшем учебном заведении. Основными задачами статьи являются:

Определение сущности понятия личностной адаптированности и ее роли в становлении личности учащегося как активного субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Эмпирический анализ взаимосвязи между адаптированностью (как результатом адаптации индивида) и мотивацией выбора специальности.

1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАУНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

 

         1.1 Понятие адаптации

 

Термин «адаптация» используется в разных областях научного знания, однако исследователями еще не выработано единого мнения о его содержании. Так, одни авторы рассматривают адаптацию как процесс, результат «приспособление», а другие как «взаимодействие» человека с человеком (определенным коллективом, группой), или как «взаимодействие» человека и среды.

Выводы

 

Под понятием личностной адаптированности нами было определено следующее: это сравнительно устойчивая тенденция функционирования внутреннего мира личности, которая в своем сущностном выражении характеризуется наличием гармоничности, соответствия или слаженности между целями индивида и результатами, которые достигаются им в процессе жизнедеятельности. Степень такой слаженности может быть разной. Однако психологическая ситуация во всех случаях личностной адаптированности такая, что студент чувствует себя уверенно, спокойно, уравновешенно, безопасно и даже комфортно.

Определяющим внутренним критерием личностной адаптированности студента в условиях вуза и обобщенным критерием адаптированности целом, является состояние удовлетворение процессом и результатом адаптации. Причем, это состояние не является результатом приспособления к объекту адаптации, а результатом взаимодействия человека с соответствующим средой. Взаимодействие предполагает процесс взаимовлияния, что приводит к изменению как человеческих качеств так и самого объекта.

Личностное адаптированность мы определяли как явление, имеющее в своей основе структурные компоненты Я-концепции как целостного интегрального личностного образования. Таким образом, можем сказать, что мотивация выбора студентами-первокурсниками психологической специальности частично взаимосвязана с качеством личностной адаптированности студента, а именно значимыми при исследовании личностной адаптированности являются показатели самопонимания, самоинтересу, самокеривництва, самоуважения и ожидаемого (положительного или отрицательного) отношения от других .

Для активной работы по успешной адаптации студентов в первый период обучения необходимо обратить внимание на то, чтобы в учебном процессе широко использовать проблемные методы обучения и воспитания, прививать практические навыки и любовь к будущей профессии; взять под контроль случаи выбытия студентов из учебного заведения, анализируя при этом причины отсева; психологической службе предоставлять квалификационную помощь преподавателям по изучению проблем, связанных с адаптацией студентов; совершенствовать систему поощрений в обучении.

Проблема личностной адаптированности студентов в вузах на сегодняшний день все же остается недостаточно изученной. В частности, недостаточно четко выделены в литературе понятие именно личностного уровня адаптированности, часто он отождествляется с социально-психологическим уровнем адаптации. Поэтому это понятие требует дальнейшего внимания со стороны исследователей проблемы адаптации студентов к условиям вуза.

Выводы результатов исследования:

  1. Критический анализ научных исследований по вопросам приспособленности личности показал, что зарубежные ученые по-разному понимают психологическую природу процесса адаптации и определяют ее сущность зависимости от методологических основ собственного подхода. В работах отечественных ученых содержательное наполнение понятия «адаптация личности» также достаточно противоречивым и истолковывается в формате концепций общения и межличностного взаимодействия. В контексте витакультурного бытия универсума личностная адаптация характеризуется наличием своеобразной иерархической модели функционирования уровней адаптационных процессов (дезадаптованисть — неадаптованисть — адаптированность — творчество). Пристосувальницька активность индивида постоянно меняется, в результате чего маятник адаптивности в системе «субъект — окружающая среда» имеет тенденцию к осложнению от творчества и адаптированности (гармонические изменения) до неадаптированности и дезадаптованости (дисгармоничные изменения). Однако рост негативных тенденций в адаптационной сфере человека имеет и положительный аспект, поскольку предопределяет обострение ее психологической борьбы с окружением, которая актуализирует процессы переживания, мышления, воли, весь ее жизненный потенциал.
  2. Разнообразие основных психоформ структуры личностной адаптированности учащихся общеобразовательных школ (отношение, оценка и самооценка, внутреннее принятие, психический образ, психологическая ситуация, Я-концепция) подтверждает интегративность и сложность этого образования. Каждый возрастной период развития школьников является сензитивным для создания определенной составляющей персональной приспособленности: младший школьный — формирование психологической ситуации и психического образа, подростковый — отношение к другим и самому себе, становления адекватной самооценки, юношеский — внутреннее принятие или неприятие своего «Я» и собственного окружения .
  3. Предложена и научно обоснована модель приспособления личности в системе структурированного витакультурного пространства и психодуховного мира. Согласно ей развертывания адаптивных возможностей учащихся школьного возраста вызывается не только внешними факторами, но и индивидуальной уникальностью основных внутренних метасфер — разумность, социальности, креативности и духовности. Определенной границей между приспособлением школьника в окружающей среде и его внутренней адаптивностью актуальна линия адаптации, диапазон которой по-разному формовиявляеться у каждого индивида. Чем он шире, тем лучше и быстрее приспособится личность к меняющимся требованиям окружения и самоадаптуеться в собственном психодуховных мире.
  4. В процессе исследования выявлено комплексные факторы (социальные и индивидни) и предпосылки гармонизации взаимоотношений личности с другими и самим собой. Инновационная система модульно-развивающего обучения как одна из прогрессивных преобразований в сфере национального образования способствует психосоциальном росту и развитию потенциальных возможностей учителей и учащихся, их духовному самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации, становлению положительно-гармонической Я-концепции, обеспечивая тем самым актуализацию и высвобождение адаптивных ресурсов участников образовательного процесса.
  5. Представленная программа комплексной психодиагностики личностной адаптированности школьников наглядно демонстрирует возможности отслеживания общего уровня и отдельных составляющих приспособленности учащихся разных возрастов, позволяет исследовать и экспериментально подтвердить существование четырех основных инвариантов развития личностной адаптированности (прогрессивного, регрессивного, стабильного и нестабильного).
  6. Во время экспериментирования проявилась тенденция к снижению уровня личностной адаптированности от высоких показателей в начальном звене школы до самых низких — в старшей, что обусловлено ростом социальной зрелости преемников и чрезмерным проявлением с возрастом психических состояний деструктивного толка (агрессивность, тревожность, ригидность, фрустрированность) у большинства из них. Полученные результаты тестирования позволили изучить и сравнить особенности внутренних психологических составляющих личностной адаптированности воспитанников разного возраста. В частности, у младших школьников инновационных школ преобладают позитивные Я-образ и Я-концепция, благоприятный социально-психологический климат классного коллектива, в то время как в большинстве преемников контрольной школы утверждается негативное представление о своем Я, наблюдается большой процент «изолированных» и «отверженных «детей, что указывает на нестабильность и разобщенность класса. У подростков, которые учатся в модульно-развивающих образовательных учреждениях, имеет место положительная направленность отношений к окружающему и самих себя, а у их ровесников с традиционной школы — совершенно противоположное. Как следствие, Я-концепция последних является довольно противоречивой. Самооценка же во всех учащихся подросткового возраста преимущественно высокая и адекватная. Внутреннее принятие старшеклассников как важный показатель их приспособленности имеет такую ​​специфику: большинство опрашиваемых экспериментальных общеобразовательных учреждений принимают скорее собственную личность, чем свое окружение, а у юношей и девушек контрольной школы преобладает частичное и полное неприятие окружающей среды и самих себя. Это приводит к появлению неадаптивных и дезадаптивных тенденций в преемников традиционной школы, относительно низких суммарных коэффициентов самоактуализации обследуемых во всех школах.

Так, сравнение эмпирических данных исследования личностной адаптированности учащихся экспериментальных заведений подтвердил их существенное отличие от показателей приспособленности воспитанников контрольной школы. Ведь в системе инновационного обучения школьники проявляют лучшие адаптивные возможности именно потому, что первичным в работе наставника и преемников является психолого-педагогическое содержание их взаимоотношений, учинкова организация образовательной деятельности, нормативно-ценностно-эстетическое обогащение образовательного содержания учебных курсов, применения инновационных психолого-творческих технологий , актуализация внутренних ресурсов саморазвития личности.

Проведенное обследование не исчерпывает всех аспектов этой проблемы, ведь вопрос личностной адаптированности все больше актуализируется на современном этапе в образовательном пространстве. Перспективами дальнейшего изучения является детальное исследование выделенных нами основных и производных инвариантов развития персональной приспособленности учащихся общеобразовательных школ, разработка конкретных психотерапевтических и психокоррекционных рекомендаций и программ психологического сопровождения для стабилизации межличностного взаимодействия в классном коллективе, эмпирическое подтверждение существования уровней личностной адаптивности во внутреннем психодуховных мире, гендерные особенности развития приспособленности учащихся.

Литература

 

  1. Ревасевич И. Модельный описание процесса адаптации отечественными учеными / / Экономика образования: Сборник научных трудов НИЦ «Экономика высшего образования». — Т.1. — М.: Экономическая мысль, 2001. — С. 236-241.
  2. Ревасевич И. Психологические концепции адаптации личности в системном теоретическом обосновании / / Психология и общество. — 2001. — № 4. — С. 16-40.
  3. Ревасевич И. Обоснование психологической концепции личностной адаптированности по модульно-развивающей оргсистемы / / Психология и общество. — 2003. — № 4. — С. 96-109.
  4. Ревасевич И. Гуманистическая-психологический формат человеческих взаимоотношений / / Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия № 12. Психологические науки: Сб. научных трудов. — К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2005. — № 8 (32). — С. 39-42.
  5. Ревасевич И. Шестое ежегодное собрание авторской научной школы профессора Анатолия Фурмана / / Психология и общество. — 2005. — № 1. — С. 139-145.
  6. Ревасевич И. Структура и динамика личностной адаптированности школьников / / Институт экспериментальных систем образования: Информационный бюллетень. — Вып.2. — М.: Экономическая мысль, 2000. — С. 44-45.
  7. Ревасевич И. Концептуально содержанию ориентиры личностной адаптированности школьников / / Институт экспериментальных систем образования: Информационный бюллетень. — Вып.3. — М.: Экономическая мысль, 2000. — С. 41-43.
  8. Ревасевич И. Факторы стабилизации личностной адаптированности субъектов инновационного процесса / / Технология инновационного поиска в системе высшего образования: Сборник материалов к региональной научно-методической конференции (19 апреля 2002 года). — М.: Экономическая мысль, 2002. — С. 41-43.
  9. Ревасевич И. Психологическая структура личностной адаптированности практического психолога по модульно-развивающей оргсистемы / / Психолого-педагогические основы профессионального становления личности практического психолога и социального педагога в условиях высшей школы. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции (27-28 февраля 2003 г.). — С. 135-139.
  10. Ревасевич И. Составляющие и параметры личностной адаптированности в целостном образовательном цикле / / Научное проектирование инновационных и экономических систем национального образования: Сборник материалов к общеакадемическая научной конференции (17 апреля 2003 г.). — М.: Экономическая мысль, 2003. — С. 36-37.
  11. 1 Ревасевич И. Шестое ежегодное собрание авторской научной школы профессора Анатолия Фурмана / / Академия. — 2004. — 23 ноября. — С. 18-19.
  12. 1 Ревасевич И. Личностная адаптация в психокультурному осмыслении / / Модульно-развивающая система как объект теоретико-методологического анализа: Сборник материалов к пятилетию Института экспериментальных систем образования (1 ноября 2004 года). — М.: Экономическая мысль, 2004. — С. 10-12.
  13. 1 Ревасевич И. Методологические ориентиры исследования адаптации в системе структурированного витакультурного пространства / / Витакультурний мельница. — 2005. — Модуль 2. — С. 45-49.
  14. 1 Ревасевич И. Праздник практической психологии / / Психология и общество. — 2005. — № 4. — С. 163-164.
  15. 1 Ревасевич И. Методы исследования личностной адаптированности в пространстве инновационного образовательного процесса / / Витакультурний мельница. — 2006. — Модуль 3. — С. 17-20.
  16. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл / / Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 92-99.
  17. Бондаренко А.Ф. Психологические особенности современного студента и проблемы подготовки психолога-практика / А.Ф. Бондаренко / / Практическая психология и социальная работа. — 2003. — № 4. — С. 8-11.
  18. Каськов И.В. Теоретические аспекты адаптации молодых офицеров к профессиональной деятельности / И.В. Каськов / / Психология. Сборник научных трудов. НПУ им. М.П. Драгоманова. — 2000. — № 11. — С. 439-442.
  19. Леди Генезис существования личности / С.Д. Максименко. — М.: Изд-во ООО «КММ», 2006. — 240 с.
  20. Господин В.Г. Основные направления профессионального становления личности практического психолога в высшей школе / В. Господин / / Практическая психология и социальная работа. — 2003. — № 4. — С.
  21. Повьякель Н.И. Саморегуляция профессионального мышления в системе профессиональной подготовки практических психологов. — Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Н.И. Повьякель Нац. пед. ун-т им. М.П.Драгоманова. — К., 2004. — 40 с.
  22. Подоляк Л.Г., Юрченко В.И. Психология высшей школы: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов / Л.Г. Подоляк, В.И. Юрченко. — М.: «Фил-студия», 2006. — 320 с.
  23. Семиченко В.А. Психология деятельности / В.А. Семиченко. — М.: Издатель Ешке А.Н., 2002. — 248 с.
  24. Татенко В.О. Субъектная парадигма в психологии образования / В.А. Шатенка / / Педагогика и психология. — 2004. — № 2. — С. 11-23.
  25. Титаренко Т.М. Жизненные притязания и профессиональное становление личности практического психолога / Т.М. Титаренко / / Практическая психология и социальная работа — 2003 — № 4 — С. 21-23.
  26. Фурман А.В. Психодиагностика личностной адаптированности: Научное издание / А.В. Фурман. — 2. вид., сокр. — М.: Экономическая мысль, 2003. — 64 с.