Курсовая работа: Формирование позновательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе.

Заказ 420

Цена полной версии: 900 рублей

Оглавление

Введение. 2

Глава I. Теория формирование познавательного интереса у  школьников младших классов. 4

1.1 Что такое воспитательная работа во внеучебной воспитательной работе. 4

1.2 Что такое познавательный интерес у младших школьников. 6

Глава II. Условия и способы формирования познавательного интереса у младших школьников. 16

2.1 Диагностика степени развития познавательного интереса у школьников младших классов. Формирование познавательного интереса в условиях воспитательной практики. 16

2.2 Приемы и методики формирования познавательного интереса у  младших школьников в процессе коллективной деятельности. 24

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

Введение

Школа имеет огромное значение в процессе культурных, экономических, социальных и духовных преобразований в нашей стране. Основная задача школы – это воспитание нового поколения с высоким интеллектуальным потенциалом и нравственным фундаментом. Оздоровление и преображение нашего социума невозможно без формирования личности, в которой бы сочетались широкий круг знаний, прочные морально-нравственные устои и созидательный интерес. Идею внедрения и объединения воспитательных и учебных элементов в школьной деятельности невозможно реализовать без феномена познавательного интереса. Задачей школы является не только закрепление знаний, но и формирование в учениках потребностей к познанию.

Вопросу познавательного интереса всегда отводилось много внимания, и по сей день данная проблема не теряет актуальности. В трудах таких ученых-педагогов, как В.И. Ильина, Н.Г. Морозова, А.Г. Ковалев отражены методы современного подхода к проблеме формирования познавательного интереса у школьников начальных классов.

Из многолетнего педагогического опыта известно, что успехов в сфере преподавания добиваются те учителя, которые могут не только поддерживать интересы детей, но и развивать их. Из этого мы можем заключить, что профессионального педагога характеризуют не только навыки преподавания предмета, но и умения эффективно проводить воспитательные работы. Личность не может быть всесторонне развитой без сформированного познавательного интереса. Познавательный интерес является одним из структурных элементов любого качества личности. С иной стороны, познавательный процесс, будучи предметом воспитательной деятельности, подразумевает комплексную выработку все компонентов, которые присущи любому другому качеству личности: воля, чувства, умения, потребности.

Из вышеупомянутых связей и состоит содержательная база феномена, именуемого как интерес познания. Учитывая актуальность проблемы познавательного интереса, недостаточную научную расшифровку этого вопроса и отсутствие точных технологий, позволяющих реализовывать идеи, в которых нуждаются учителя начальных классов, мы решили провести исследование по теме: «Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе».

Процесс формирования познавательного интереса у учеников начальных классов мы сделали объектом исследования. Предметом исследования стала методика формирования интереса познания. В качестве цели нашего исследования, мы решили аргументировать условия и способы формирования интереса познания у младших школьников во внеучебной воспитательной деятельности. Основой нашего исследования стало мнение о том, что коллективная воспитательная работа имеет внушительный потенциал для воспитания в детях познавательного интереса. Это может быть реализовано, при следующих условиях:

  • воспитательная работа должна организовываться в творческой атмосфере с участием младших школьников, должны быть соблюдены все этапы: беседа, подготовка к творческому делу, его проведение, поведение итогов по сделанной коллективной работе;
  • перед проведением непосредственной работы, у школьников необходимо вызвать к ней интерес;
  • необходимо создать ситуацию, в которой бы объединялось формирование знаний и их применение на практике. Вместе с изучением художественной литературы, школьникам начальных классов нужно прививать интерес к изучению наглядных пособий, к изготовлению различных иллюстративных материалов;
  • важно, чтобы воспитательное дело не ограничивалось исключительно постановкой творческих задач. Нужно, чтобы в ходе воспитательного дела ученики обучались творчеству, чтобы они могли применять инструменты творческой деятельности в различных познавательных ситуациях.

Глава I. Теория формирование познавательного интереса у школьников младших классов

1.1 Что такое воспитательная работа во внеучебной воспитательной работе

Сформированный познавательный интерес – это признаквоспитанности, в основе которой заложено позитивное отношение к познавательной деятельности. Интерес познания — это поведенческий мотив высокого уровня. Методическая схема формирования познавательного интереса начинается с учебных занятий и продолжается во внеучебной воспитательной работе. Это означает, что познавательный интерес у школьников начальных классов формируется во внеурочное время при помощи внеклассных воспитательных работ под руководством учителя.

…………………….

……………………..

…………………….

Глава II. Условия и способы формирования познавательного интереса у младших школьников

2.1 Диагностика степени развития познавательного интереса у школьников младших классов. Формирование познавательного интереса в условиях воспитательной практики

Изучив определенную научно-методическую литературу, мы установили наиболее эффективные методы выявления уровня познавательного интереса у младших школьников:

— беседа с преподавателем;

— анкетирование по методике Г.И. Щукиной;

— «методика с конвертами», разработанная Г.И. Щукиной

На фиксированном этапе, определяющими считались следующие критерии:

— степень познавательной деятельности школьников;

………………………

……………………..

…………………….

Заключение

Основная задача нашего исследования заключалась в обосновании педагогических путей, используемых для формирования познавательного интереса у школьников с 1 по 3 классы, в ходе проведения с ними внеучебных воспитательных работ. Для оправдания поставленной нами задачи, мы провели анализ методических и психолого-педагогических литературных источников. На базе проведенного анализа, мы смогли дать определение понятиям «коллективные воспитательные работы» и «интерес познания».

Основываясь на критериях познавательного интереса, мы выделили наиболее оптимальные методы исследования уровня сформированности познавательного интереса у учеников младших классов:

1)беседа с преподавателем

2)анкетирование по методу Г.И. Щукиной

3)методика с 7 конвертами

С применением данных методов, мы смогли провести педагогическую исследовательскую работу с участием третьеклассников. Исследование включало в себя три этапа: контрольный, формирующий и фиксирующий. После первого фиксирующего этапа мы пришли к выводу, что необходимо выбрать эффективный комплекс приемов и мер, который бы способствовал усилению познавательного интереса школьников. Существенная роль в активизации интереса к обучениюотводится способу организации деятельности учеников, что напрямую зависит от обучающих воспитательных навыков преподавателя. Исходя из формы организации познавательной деятельности, можно говорить о динамике развития интереса или, наоборот, об угасании познавательной активности. Мы смогли выявить, что наиболее позитивные условия для активации развития интереса познания появляются в тех случаях, когда педагог не излагает учебный материал в готовом виде, а стимулирует учеников на самостоятельную творческо-поисковую познавательную деятельность.

После подбора и апробирования методов и приемов, мы перешли на следующий этап нашего исследования – контрольный. В результате чего, нам была показана позитивная динамика формирования интереса познанияу учеников начальных классов.

Список использованной литературы

  1. «Активизация познавательной деятельности младших школьников» М.П. Осипова, Н.И. Качанова, 1987 г.
  2. «Актуальные вопросы по формированию интереса к обучению» Г.И. Щукина, 1984г, изд. Просвещение
  3. «Познавательные потребности и интересы» Б.Г. Ананьев, 1959 г. – стр. 41, 46;
  4. «Организация творческой жизни в школьных коллективах» Н.С. Асанова, 1988 г. – стр. 18;
  5. «Формирование познавательных интересов у младших школьников» Г.К. Байдельдино, 1977 г.
  6. «Основные положения психологии интереса» М.Ф. Беляев, 1940 г. – стр. 257;
  7. «Методы воспитательной деятельности в начальных классах» В.И. Петрова, О.С. Богданова, 1980г. – стр. 207, изд. Просвещение;
  8. «Измерение умственной активности учащихся» Д.Б. Богоявленская, 1981 г. – стр. 17
  9. «Классный руководитель в начальной школе» Л.Р. Болотина, 1995 г.
  10. «Формирование интереса к предмету» А. Булашова, Д. Большаков, 1981г;
  11. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к саморазвитию» В.Б. Бондаревский, 1985 г, изд. Просвещение;
  12. «Развитие познавательной активности в начальной школе» А.К. Абдуллаев, 1953г;
  13. « Новые подходы и технологии по воспитанию детей в школе» Н.Е. Щуркова, 1998 г. – стр.208;
  14. «Формирование познавательных интересов у детей в начальной школе» Л. Володина, 1987 г:
  15. Сборник статей «Развитие у учащихся познавательной активности» А.С. Серафимович, 1971г;
  16. «Умственное развитие ребенка в процессе обучения» Л.С. Выготский, 1935 г;
  17. «Изучаем личность школьников младших классов» под ред. Г.Ф. Гавриловой, 1994 г;
  18. «О сущности подходов к исследованию интересов» Б.И. Додонов, изд. Советская педагогика 1971 г – стр. 72
  19. «Школьные воспитательные системы. Поиски и проблемы» под ред. Н.Л. Селивановой 1989 г.
  20. «Приобщение учащихся к творчеству» И.П. Волков, изд. Просвещение 1982 г. – стр.144.
  21. Научно-педагогический журнал «Начальная Школа». Взаимосвязь учебно-воспитательной работы на уроках Г.Ф. Гаврилычева, 1994 г – стр. 4-8
  22. Журнал «Педагогика» В.А. Сластенин,1997 г.