Курсовая работа: Формирование экологической культуры младших школьников

Заказ 176

Цена полной версии: 900 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1.    Экологическое воспитание в социокультурной динамике. 5

1.2.    Формирование экологической культуры и проблемы образования. 10

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 15

2.1. Диагностика экологической воспитанности младших школьников. 15

2.2.    Экологическое воспитание в детских рисунках. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

 

ВВЕДЕНИЕ

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность, И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения.

Основная цель экологического воспитания — формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.

В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные, гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Актуальность данной проблемы остра, и начинать работу над воспитанием экологически культурного человека, нужно уже в младшем школьном возрасте. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует отношение к этим действиям и решает вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Вопросы экологического воспитания школьников рассматриваются в работах С.Д. Дерябо, Д.С. Ермакова, Е.Г. Новолодской, А.М. Страунинг, Ю.П. Ожегова и др. психологов и педагогов.

Объект исследования — экологическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования — экологическое воспитание средствами учебного предмета «окружающий мир».

Цель исследования — теоретически и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания средствами учебного предмета «окружающий мир».

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить место экологического воспитания младших школьников в системе воспитательной работы начальной школы.
  3. Рассмотреть теоретическое обоснование экологического воспитания младших школьников.
  4. Разобрать методические рекомендации для начальной школы, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания младших школьников.

        Гипотеза. В основу курсовой работы положено предложение о том, что эффективность экологического воспитания младших школьников достигается при ряде условий:

1) Обогащение образовательного процесса идеями гуманизма;

2) Реализация личностно-ориентированных образовательно-воспитательных технологий;

3) Реализация регионального компонента содержания образования и педагогики — учет местных природосообразных особенностей воспитательной работы.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.   Экологическое воспитание в социокультурной динамике

Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучить подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы.

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей, носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что и выход из него следует связывать, прежде всего, с искоренением у современной молодежи представлений о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, под влиянием которых у них формируется восприятие природы лишь как утилитарной ценности. Сегодня важно донести до сознания воспитанников, что каждый человек связан с природой незримой нитью и находится в полной зависимости от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т.п., чтобы они понимали: мы все — существа природообязанные. Окружающий мир для людей — объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый несет персональную ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. — 1990г.
  2. Боголепов, В.Д. Естественноисторические основы общеобразовательной школы / В.Д.Боголепов. Естественноисторические основы общеобразовательной школы – М., — 2007; с.57.
  3. Васильева, Н.А. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности / Н.А.Васильева // Общественная наука и современность – 2006. — № 1. – с. 123 – 130.;
  4. Делокартов, К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис / К.Делокартов // Общественные науки и современность. – 2004. — №2. – с. 89-98.;
  5. Дерябо, С.Д. Антропоморфизация природных объектов / С.Д.Дерябо //Психологический журнал. – 1995. — №3. – с. 61-69.;
  6. Дилигентский, Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? / Г.Г.Дилигентский // Вопросы философии – 2001. — № 3. – с.29-42.;
  7. Докторов, Б.З. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения. / Б.З.Докторов, В.В.Сафонов, Б.М. Фирсов // Социологические исследования. – 2012. — № 12. – с. 51-58.;
  8. Дерябо, С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов / С.Д. Дерябо // Вопросы психологии. – 2002. — №1. – с. 45-51.;
  9. Ермаков, Д.С. Экологические проблемы в детских рисунках / Д.С.Ермаков // Вопросы психологии. – 2003. — № 1. – с. 12-16.;
  10. Кайгородов, Д. На разные темы, преимущественно педагогические / Д. Кайгородов. – 2-е издание – СПБ – 2007.;
  11. Монтель, М. Избранное / М. Монтель // Из опытов – М., — 1988.;
  12. Моисеев, Н.Н. В.И.Вернадский и естественнонаучная традиция / Н.Н.Моисеев // Коммунист. – 1919. — № 2.;
  13. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников / Е.Г.Новолодская // Начальная школа. – 2002. — № 3. – с. 52-55.;
  14. Ожегов, Ю.П. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи / Ю.П. Ожегов, Е.В. Никонорова. – М: Молодая гвардия, — 2001.;
  15. Пегов, С.А. Экологические аспекты геополитики / С.А.Пегов // Общественные науки и современность. – 1996. — № 1. – с. 131 – 137.;
  16. Райков, Б.Е. Школьные экскурсии. Их назначение и организация / Под ред. Б.Е.Райкова. – СПб. – 2010.;
  17. Рерих, Н.К. О Вечном… Книга о воспитании / Сост. Д.Н.Попов, — М., — 1991. – с.82, с.297.;
  18. Рукашников, Г. Воспитание нравственного инстинкта / Г. Рукавишников. Воспитание нравственного инстинкта. – СПб. – 2013. – с. 10.
  19. Русаков, В. Майские союзы для охраны птиц и покровительства животным. – СПб. – 2003. – с.5.;
  20. Рилли, Э. Здоровье планеты / Э.Рилли, Д.Г.Бялап, А.М.Бялап // Социологические исследования – 2002. — № 12. – с. 11-32.;
  21. Рыжиков, А.И. Заповедное и его восприятие человеком / А.И.Рыжиков // Вопросы психологии – 2013. — № 5. – с. 66-74.;
  22. Рычкова, Г.Б. Проблема выживания. //Педагогика.-2002. — №7-8. — с. 120;