Курсовая работа: ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ФИЛЬМАХ «КРАСНАЯ ЖАРА» И «НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

Заказ 201

Цена полной версии: 990 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ………………………..4

  • Понятие этнического образа и этнического стереотипа………………………4
  • Стереотипное представление о русской культуре……………………………..10
  • Стереотипное представление об американской культуре…………………..14

ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ФИЛЬМАХ «КРАСНАЯ ЖАРА» И «НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА…»………………………………….17

2.1 Эпоха перестройки в кинематографе………………………………………………17

2.2 Этнические образы в фильме «Красная жара»………………………………….19

2.3 Этнические образы в фильме «На Дерибасовской хорошая погода…»……………………………………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На фоне происходящих сегодня процессов глобализации, контакты между представителями различных стран становятся чаще и все более углубляются. В сознании людей постепенно стирается множество стереотипов, характерных для изображения таких ключевых для истории культур, как русская и американская. В то же время, понимание культурных различий, а также понимание видения представителями разных культур одних и тех же событий, повлиявших на мировое сообщество (таких, как «холодная война», гонка вооружений, перестройка и распад СССР), приобретает все большее значение для межкультурных коммуникаций.

Такой вид искусства, как кинематограф, на сегодняшний день, как и тридцать лет назад, является одним из самых популярных. В нем находят выражение все острые проблемы, занимающие умы людей, а также проблемы общечеловеческого характера, которые подаются сквозь призму видения режиссера. Режиссер, однако, всегда, так или иначе, выражает ценности культуры, к которой он принадлежит. Так, для данного исследования были выбраны два фильма одной тематики и одного жанра, в каждом из которых представители американской и советской культуры вынуждены взаимодействовать друг с другом, причем данное взаимодействие подается зрителю в одном случае с точки зрения русского человека («На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди» Л. Гайдая), в другом – с точки зрения американца («Красная жара» У. Хилла). Кроме того, проблемы конца ХХ века, получившие освещение в данных фильмах, существенно повлияли на общественно-политическую обстановку в XХI веке, что также делает данное исследование актуальным.

Цель исследования: сравнить этнические образы русских и американцев с точки зрения обеих культур.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

  • изучить способы изображения этнических образов;
  • выделить ключевые стереотипные представления о русской и американской культурах;
  • проанализировать этнические образы в фильмах Л. Гайдая и У. Хилла;

Объект исследования: фильмы «Красная жара» и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон Бич опять идут дожди».

Предмет исследования: этническая образность.

Методы: сравнительный анализ, культурологический анализ.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что выбранные для анализа фильмы являются ключевыми для исследования этнических образов, поскольку в них изображается переломное время, оказавшее влияние на то, как строятся отношения между двумя странами и культурами сегодня. Кроме того, данные фильмы содержат большое количество «точек соприкосновения», что позволяет сделать культурологический анализ наиболее полным.

Курсовая работа включает в себя введение, теоретическую и практическую главы, заключение и список использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ

 

  • Понятие этнического образа и этнического стереотипа

Жизнь каждого этноса протекает в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у его членов единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс формирования оценочных суждений происходит постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, направленных на усреднение поведения людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось — это грозит распадом общества. Но типовые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуаций, и некоторые фрагменты повдения людей, обычно социально незначимые, остаются нерегламентиро-ванными. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения. Но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образцов. Причина их появления в том, что человеку свойственно применять способ экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения каких-то вопросов и проблем. Такой способ намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития, и т.п.; 2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

В отличие от этнического стереотипа поведения, предполагающего соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свойство и который основывается на чувственном восприятии представителей других этносов. Акцентируя внимание на какой-то специфической черте внешнего поведения индивида, этнический образ формирует общее представление об этническом облике представителей того или иного этноса в целом.

Американцам Россия, ее обычаи, общество и культура представляются как нечто экзотическое. Главными чертами русских являются, по мнению американцев, эмоциональность, загадочность русской души, алогичность мышления, отсутствие рациональности, жестокость, лень, доброта, терпимость, гостеприимство, широта натуры, подозрительность, религиозность, покорность, тяга к страданию, пессимизм и фатализм.

Что касается восприятия американцев русскими, то стоит отметить, что на данный момент русские обладают большими знаниями об Америке, чем американцы о России. Частично это объясняется популярностью американской культуры во всем мире. Также такое преимущество обусловлено и распространением Голливудских фильмов и их популярностью конкретно в России, что, конечно, не исключает ошибочных суждений, поскольку большинство фильмов, а особенно производства Голливуда, изобилует множеством «штампов».

В 80-е годы прошлого века США активизировали экспансию своей масс-культуры в СССР. Это было связно с падением «железного занавеса» и политикой перестройки. Целенаправленно в советское общество внедрялись западная картина мира и западные стандарты жизни. Вернее, мифы о них. По мнению многих политологов, одной из причин поражения Советского Союза в «холодной войне» стал проигрыш именно в сфере массовой культуры. Советская пропагандистская машина не смогла создать привлекательный виртуальный мир, который был бы зрелищным, захватывающим, интересным для массовой аудитории и одновременно «правильно» интерпретировал мировую историю, пропагандировал советские ценности и образ жизни. Под песню «Ветер перемен» рок-группы «Скорпионс» начались перемены в советско-американских отношениях. Вектор пропаганды в американском кино стал менять свое направление в сторону сотрудничества с Советским Союзом.

В фильме «Красная жара» У. Хилла 1988 г. противопоставляются два героя — советский капитан милиции Иван Данко и американский полицейский Арт Ридзик. В основном, взаимодействие этих двух персонажей показывает зрителю те сферы, в которых происходит недопонимание сторон. К таким темам относятся демократия/права человека, капитализм/социализм, идеология, отдых, особенности менталитета, характер общения. Несмотря на то, что в фильме много так называемой «клюквы» (термин, обозначающий сцены, которые кажутся представителю какой-либо национальности недостоверными, поскольку они основаны на стереотипах), характеры персонажей как представителей разных культур прописаны гораздо более четко, чем в фильме Л. Гайдая 1992 г. «На Дерибасовской хорошая погода…», в котором персонажи окарикатурены и принадлежат скорее к разным типам героев кинематографа, нежели чем к представителям разных культур……………………

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. «Русская мафия»: сделано в Голливуде / Журнал «Профиль» [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.profile.ru/items_140
  2. Боевик «Красная жара». Красная Армия в гангстерском логове? [Электронный ресурс]/ Познавательный журнал «Школа жизни.ру» // 2000–2012 Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру». — [Режим доступа]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51542/
  3. Идлис, Ю., Гусятинский, Е. Десять самых развесистых клюкв о нашей стране в мировом кинематографе [Электронный источник] / Русский репортер // 2007—2011 «Русский Репортёр». — [Режим доступа]: http://www.rusrep.ru/article/print/154784/
  4. Клюев, Е. Пьющий, лгущий, непредсказуемый: стереотипы о русских [Электронный источник] / Newsland // 2012 Newsland. — [Режим доступа]: http://www.newsland.ru/news/detail/id/932998/
  5. Кононов, В. Кинематограф как оружие / Журнал портала «Военная разведка» [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://wv2.vrazvedka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66:—&catid=88888895&Itemid=88888898.
  6. Летняков, Д. Перестройка: что пошло не так? / PolitVektor [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.politvektor.ru/glavnaya-tema/5761/
  7. Мордвинова, Е.В. Языковые и культурные особенности восприятия [Электронный ресурс] / Multi Kulti // 2004-2012, MultiKulti.Ru. — [Режим доступа]: http://www.multikulti.ru/Strategy/info/Strategy_info_722.html
  8. Павловская А. Стереотипы восприятия России и русских на Западе.// Россия и Запад. Диалог культур. — М., 1994.
  9. Рёш, О. Проблема стереотипов в межкультурной коммуникации. // Россия и Запад: Диалог культур; Выпуск 7-й. — М., 1999.
  10. Рябова, Т. Русские и американцы глазами друг друга: студенты университетов штата Висконсин и Иванова о России и об Америке [Электронный ресурс] / Ivanovo — Wisconsin // Ивановский государственный университет. — [Режим доступа]: http://w3.ivanovo.ac.ru/iv-wis/riabova.htm
  11. Садохин, А.П. Этнический стереотип и этнический образ [Электронный источник] / Публичная историческая библиотека. — [Режим доступа]: http://www.istmira.com/yetnologiya/1357—73-yetnicheskij-stereotip-i-yetnicheskij-obraz.html
  12. Сергеева, А.В. Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских [Электронный источник] / Многодетная семья // 2009 mnogodetnaya-semya. — [Режим доступа]: http://mnogodetnaya-semya.ru/Index.html
  13. Современный российский кинематограф. От перестройки до начала двадцать первого века / История театра и кино [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.rivena.com.ua/cinema.php?page=modern_rus_cinema
  14. Стереотипные представления о русских в европе [Электронный ресурс] / Bugabooks // 2006 Bugabooks. — [Режим доступа]: http://bugabooks.com/book/173-osnovy-mezhkulturnoj-kommunikacii/95-51-stereotipnye-predstavleniya-o-russkix-v-evrope.html#contents
  15. Ужегова, 3. О стереотипах восприятия России и российского бизнеса за рубежом // Россия и Запад: Диалог культур. — М.,1998.
  16. Федоров, А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010) / А.В. Федоров. — М.: МОО «Информация для всех», 2010. — 202 c.