К У Р С О В А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Проблемы вхождения человека в организацию».

Заказ 127

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Кафедра «Менеджмент и маркетинг туризма»

Содержание

Введение. 3

Глава 1.Теоретические основы взаимодействия человека и организации. 5

1.1.Влияние организации на процесс вхождения. 5

1.2.Адаптация сотрудника при вхождении в организацию.. 6

Глава 2.Проблемы обучения человека при вхождении в организацию.. 12

2.1.Нормативное регулирование процесса обучения. 12

2.2.Этапы обучения сотрудника. 13

Глава 3. Проблемы вхождения человека в туристическую организацию на примере ООО «Делли Тур». 16

3.1.Анализ фактических проблем вхождения сотрудника в туристическую фирму  16

3.2.Практические рекомендации по выявленной проблеме. 19

Заключение. 22

Список использованных источников. 25

Приложение. 26

 


Введение

 

Процесс вхождения человека в организацию сопровождает практически каждого человека в современном обществе, причем некоторым приходится переживать этот процесс не раз.

Вхождение в организацию является достаточно сложным процессом, обусловливающим возникновение ряда важных проблем: адаптации, обучения, изменения поведения в соответствии с установленными правилами и нормативами, а также изменения в самой организации. Можно сказать, что это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным и болезненным для обеих сторон.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что каждый человек при поступлении на новое место работы сталкивается с рядом проблем, во многом психологической природы, быстрое и положительное решение которых будет способствовать его эффективной работе в организации и получению не только материального, но и морального удовлетворения от работы. Вхождение человека в организацию является общим для предприятий всех форм экономической деятельности, всех сфер деятельности, в том числе и для предприятий туриндустрии.

Целью исследования является изучение основных проблем вхождения человека в организацию, анализ их влияния на различные стороны деятельности туроператора, формулирование выводов относительно наиболее значимых проблем, особенностей их решения в деятельности организации.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования будут решены следующие задачи:

  • изучить литературу по теме (и составить список используемых источников);
  • определить понятие, характеристики вхождения человека в организацию;
  • изучить факторы влияния организации на процесс вхождения;
  • изучить процесс адаптации как важнейшего этапа вхождения в организацию;
  • проанализировать проблемы вхождения человека в туристической фирме ООО «Делли Тур»;
  • сформулировать выводы относительно наиболее значимых проблем вхождения человека в организацию и особенностей их влияния на деятельность туроператора.

В исследовании используются публикации отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся изучением процессов вхождения, адаптации и обучения сотрудников (Адамчук В.С., Вергилес Э.В., Виханскй О.С., Максимцов М.М.), законодательные и нормативные акты, трудовой договор ООО «Делли Тур», положение об обучении сотрудников, положении о системе мотивации сотрудников ООО «Делли Тур».

 


Глава 1.Теоретические основы взаимодействия человека и организации

1.1.Влияние организации на процесс вхождения

 

При рассмотрении взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом описание этого взаимодействия может быть представлено следующим образом. Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс информационного и материального обмена между организацией и внешней средой. В данной модели человек рассматривается как основная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она наряду с другими ресурсами использует в своей деятельности.

Процесс вхождения человека в организацию представляет собой значимость не только для самого сотрудника, но и для организации. Любая коммерческая фирма заинтересована в том, чтобы новый сотрудник как можно быстрее приступил к выполнению своих служебных обязанностей[1, c.56].

В связи с этим адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организации. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек мотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.

Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых должен в первую очередь изучить новый человек, являются следующие:

  • миссия и основные цели организации;
  • допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
  • имидж и отличительный образ, который имеет и создает компания;
  • принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого целого ;
  • обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
  • поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя роль.

Для вступающего в организацию человека совершенно необходимо осознавать значимость этого обучения и рассматривать его как часть «цены», которую он должен «заплатить» за вхождение в организацию. Он должен понимать, что обучение на этапе вхождения поможет ему существенно сократить «плату» за конфликты, которые будут возникать в будущем между ним и организационным окружением [4, c.41].

Таким образом, вхождение человека в организацию является процессом двусторонним, на него оказывает огромное влияние как сама организация со своими устоявшимися нормами поведения, традициями и общим морально-психологическим климатом, так и сотрудник, который должен обладать определенной степенью мотивированности к труду.

 

1.2.Адаптация сотрудника при вхождении в организацию

Заключение

 

Исследование показало, что основные проблемы вхождения человека в организацию не потеряли своей актуальности и по сей день.

Туристская деятельность – это непрерывная работа с людьми. С одной стороны, это общение с клиентами – потребителями туристских услуг, а с другой – это управление человеческим ресурсом турфирмы. Эти аспекты взаимосвязаны, так как качество работы менеджеров и персонала турфирмы непосредственно отражается на удовлетворенности туриста, приобретающего турпакет. Поэтому вопросам управления персоналом в менеджменте туризма уделяется особенное внимание.

Процесс вхождения человека в организацию представляет собой значимость не только для самого сотрудника, но и для организации. Любая коммерческая фирма заинтересована в том, чтобы новый сотрудник как можно быстрее приступил к выполнению своих служебных обязанностей.

В связи с этим адаптация к условиям труда в организации является исключительно важной задачей, за решение которой в первую очередь ответственно управление организации. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек мотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.

Вхождение человека в организацию является процессом двусторонним, на него оказывает огромное влияние как сама организация со своими устоявшимися нормами поведения, традициями и общим морально-психологическим климатом, так и сотрудник, который должен обладать определенной степенью мотивированности к труду.

Адаптация играет огромную роль в процессе вхождения нового сотрудника в организацию. Причем адаптация не одинакова для всех категорий сотрудников, поэтому особое внимание со стороны организации должно уделяться сотрудникам старшего возраста и женщинам после отпуска по уходу за ребенком.

Мы пришли к выводу, что адаптация представляет собой процесс приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности, социальной среде, а также совершенствования его деловых и личностных качеств, который имеет по большей части социально-психологическую основу.

Неотъемлемым в процессе вхождения человека в организацию является и обучение. Человек начинает учиться с первого дня работы, как общаться с сотрудниками (коллегами и начальством), как составлять отчетность, как общаться с клиентами и т.д.

Кроме того, обучение в организации туриндустрии должно быть организовано высшим должностным лицом – директором фирмы, либо его заместителем в фирмах более крупного размера. Сотрудника должны научить, как обращаться с прайсами, какие туры нужно предлагать и кому. Если сотрудник не имеет опыта работы в сфере туризма, его должны обучить основам работы с туристическими программами и маршрутами, делопроизводством и т.д.

Объектом исследования стал персонал туристической фирмы «Делли Тур». В процессе анализа нами было выявлено, что новый сотрудник компании адаптировался к новым условиям вполне хорошо, однако в компании существует ряд проблем, связанных с адаптацией персонала.

Мы считаем, что руководство турфирмы должно, в первую очередь, обращать внимание на исполнение персоналом должностных инструкций, в которых указываются обязанности и права персонала. Отдельно должны быть составлены положение о правилах поведения работников. Например, персонал не имеет права в присутствии посетителей вести личные разговоры, принимать пищу или напитки; персонал должен сводить к минимуму ожидание посетителей, обслуживание посетителей должно быть первоочередным по отношению к другим служебным обязанностям. Эффективность туристской деятельности в современных условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг в решающей мере зависит от системы менеджмента и профессионализма персонала туристской фирмы, что обусловлено сложностью структуры и механизма взаимодействия менеджера и клиента.

Таким образом, на процесс приспособления нового сотрудника к новым социальным условиям рабочего мест и выполняемых им функций, а значит и на поведение человека в организации воздействует большое количество факторов, как внутренних, личностных, так и внешних, связанных с организационным окружением. В свою очередь, поведение отдельного индивида влияет на поведение других людей в ходе совместной трудовой деятельности.

Организация при этом оказывает огромное влияние на процесс адаптации и наилучшего приспособления нового сотрудника. Для этого менеджерами по персоналу могут быть использованы многочисленные методы стимулирования как морального, так и материального. Кроме того, на то, как быстро пройдет адаптация нового сотрудника оказывает влияние и общая морально-психологическая обстановка в фирме.

 

Список использованных источников

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. — 407 с.
  2. Вергилес Э.В. Организация как средство достижения целей и форма объединения людей. – М.: Инфра, 2008. – 265 с.
  3. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
  4. Володина Н. Адаптация персонала. – М.: Эксмо, 2010. – 201 с.
  5. Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2008/01/kobtzeva.pdf
  6. Маусов Н.К. Адаптация персонала в организации//Управление персоналом. – 2004. – №2. – С.45-48.
  7. Менеджмент малого бизнеса: Учебник/ Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. В. Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2007. — 269 с.
  8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  9. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 22.11.2011 N 334-ФЗ) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/#info
  10. Экономика персонала. – М.: Инфра-М., 2010. – 300 с.

 

Приложение

 

ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

РАБОТНИКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

  1. Решение моих жизненных планов (интересная работа, повышение квалификации и т. д.) связано с работой на данном предприятии:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Коллектив отдела, где я работаю, считается:

а) не дружным б) трудно сказать в) дружным

  1. Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, даже если мне это может быть невыгодным:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Нынешняя работа в коллективе участка (смены) меня:

а) удовлетворяет б) не знаю в) не удовлетворяет

  1. Я обращаю внимание на недостатки, существующие в нашем коллективе:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Я испытываю удовлетворенность от своей работы:

а) да б) нечто среднее в) нет

  1. Я чувствую физическую напряженность во время работы

а) да б) когда как в) нет

  1. В коллективе своего участка (смены) работать мне:

а) нравится б) трудно сказать в) не нравится

  1. В настоящее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Взаимоотношения между рабочими и непосредственными руководителями участка (смены) сложились:

а) напряженные б) нормальные в) хорошие

  1. У меня есть стремление содействовать развитию своего цеха (предприятия):

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Взаимоотношения между рабочими коллектива, где я работаю:

а) натянутые б) затрудняюсь ответить в) хорошие

  1. Бывает, что разозлившись, я выхожу из себя

а) да б) иногда в) нет

  1. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с товарищами по работе:

а) натянутые б) нечто среднее в) хорошие

  1. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллективом:

а) да б) иногда в) нет

  1. Производственные условия (освещение, чистота, уровень шума и т.д. на моем рабочем месте можно оценить как:

а) плохие б) удовлетворительные в) хорошие

  1. Во время работы у меня появляется усталость, и я жду окончания рабочего дня с нетерпением:

а) да б) иногда в) нет

  1. Если бы мне предложили такую же или аналогичную работу в другом месте, я бы это место работы сменил:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. В настоящее время мне моя работа нравится:

а) да б) частично в) нет

  1. Мой непосредственный руководитель относится к новым рабочим:

а) с безразличием б) затрудняюсь ответить в) с пониманием

  1. Я считаю свое предприятие одним из лучших в городе:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Большинство рабочих нашего участка (смены) ладят между собой:

а) да б) частично в) нет

  1. У меня иногда бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как:

а) напряженные б) неопределенные в) хорошие

  1. Я предпочитаю проявлять заботу:

а) о себе б) затрудняюсь ответить в) о товарищах

  1. Организация труда (состояние оборудования, обслуживание рабочих мест, равномерность загрузки на моем рабочем месте):

а) удовлетворительная б) средняя в) неудовлетворительная

  1. Работаю я спокойно, сосредоточенно, так как работа меня увлекает:

а) да б) когда как в) нет

  1. Если ко мне обратятся за советом, какую выбрать работу, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

а) да б) не знаю в) нет

  1. Во время трудовой деятельности я чувствую удовлетворенность собой:

а) да б) иногда в) нет

  1. Наш непосредственный руководитель принимает участие в проведении культурно-массовых мероприятий:

а) никогда б) иногда в) всегда

  1. Возможность осуществления моих жизненных проблем в связи с работой на данном предприятии значительна:

а) нет б) затрудняюсь ответить в) да

  1. Рабочие нашего участка при решении производственных задач:

а) помогают друг другу б) когда как в) каждый сам по себе

  1. Я считаю все свои привычки хорошими:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. В настоящее время свое положение в коллективе я определяю как:

а) приносящее удовлетворение б) трудно сказать в) неудовлетворительное

  1. В свободное время на производстве я предпочитаю интересоваться делами:

а) личного характера б) когда как в) коллектива

  1. В настоящее время условия труда на моем рабочем месте:

а) хорошие б) удовлетворительные в) плохие

  1. Во время работы мне приходится испытывать беспокойство и волнение ввиду сложности используемого оборудования и ответственности за выпускаемую продукцию:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Если долгое время отсутствую на работе (командировка, отпуск, болезнь), я стремлюсь вернуться в свой коллектив:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Свои отношения с товарищами по работе я оценил бы как:

а) неудовлетворительные б) терпимые в) хорошие

  1. Непосредственный руководитель участка (смены) относится к мнению рабочих:

а) равнодушно б) затрудняюсь ответить в)

заинтересованно

  1. Когда о нашем предприятии говорят в городе, у меня возникает чувство:

а) гордости б) трудно сказать в) неловкости

  1. Взаимоотношения между рабочими старшего возраста и молодыми рабочими участка (смены):

а) напряженные б) трудно сказать в) дружеские

  1. Бывает, что я передаю слухи:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет:

а) небольшое значение б) трудно сказать в) большое значение

  1. Я проявляю внимание к заботам и делам товарищей:

а) да б) иногда в) нет

  1. Содержание труда (его разнообразие, возможность для творчества, использование полученных знаний) меня:

а) удовлетворяет б) трудно сказать в) не удовлетворяет

  1. Я ощущаю монотонность во время работы:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Если бы мне сейчас предоставилась возможность сменить коллектив, я перешел бы на другую работу:

а) да б) не знаю в) нет

  1. Моим интересам, склонностям настоящая работа удовлетворяет:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Непосредственный руководитель оказывает эмоциональную поддержку, помощь в личных делах, дает советы:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

  1. Если бы мне предложили аналогичную работу на другом «предприятии, я бы на это место перешел:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. Я думаю, что коллектив помогает проявить личную инициативу и развивать свои способности:

а) каждому б) кому как в) никому

  1. Я всегда говорю только правду:

а) да б) трудно сказать в) нет

  1. В настоящее время мое положение в коллективе я определил бы как:

а) неудовлетворительное б) трудно сказать в) удовлетвори-

  1. В первую очередь я обычно ориентируюсь:

а) на свои интересы б) когда как в) на интересы коллектива

  1. В целом я свою работу оцениваю как:

а) интересную б) не хуже и не лучше других в) неинтересную

  1. Во время работы мое самочувствие, настроение:

а) хорошие б) удовлетворительные в) плохие

  1. Взаимоотношениями в коллективе я:

а) доволен б) затрудняюсь ответить в) не доволен

  1. Руководителю участка (смены) я высказываю свое мнение по производственным и общественным вопросам:

а) да б) иногда в) нет.