Реферат. Астрология и ее значение для римской культуры.

Заказ 231

Цена полной версии реферата: 400 рублей

 

Содержание

Введение. 2

  1. История возникновения астрологии в Древнем Риме. 4
  2. Политическое влияние на развитие астрологии в Древнем Риме. 10
  3. Изменение положения астрологии в Древнем Риме. 18

Заключение. 22

Перечень использованной литературы.. 24

Введение

Астрология — самая древняя наука человечества, она сопутствует возникновению цивилизации. Рождением астрологического взгляда на мир можно считать тот момент, когда человек обратил внимание на цикличность природного круговорота и повторяемость жизненных явлений. Первоначальный примитивный календарь — это просто перечень народных примет. Но поскольку древнейшей из известных нам цивилизаций является египетская, то можно сказать, что 6-7 тысяч лет назад астрология уже существовала.

По индийским преданиям, астрологическое учение уже достигло вершины своего развития несколько десятков тысяч лет назад и было принесено на Землю Учителем Ману, который руководил Четвертой Расой. В древности астрология имела повсеместное признание и использование.

До нас дошли свидетельства широкого распространения астрологического знания в Халдеи, в Египте дошедшие до нас. Астрологический календарь был составлен около 2 780г. до Р.Х., а жрецы располагали таблицами с положением планет и звезд и астрологическими интерпретациями начиная за 10 000 лет до Р.Х., в Индии — календарь составлен за 2 608 лет до Р.Х., в Китае около 2 630г. до Р.Х., а в Вавилоне — за 4 000 лет до Р.Х., в Древней Греции, в Риме, в арабском мире в средние века.

В Европе расцвет астрологии приходится на период XIV- XV в.в. Основной принцип астрологии прекрасно выражен в Халдейском оракуле: “Хотя судьба может быть записана на небесах, миссия божественной души — возвысить человеческую душу над кругом необходимостей”. Но больше знакомо более позднее изречение: “Звезды предполагают, но не диктуют”.

Древняя астрология основывалась на геоцентрической картине мира, т.е. все положения планет, их движения рассматривались с позиции земного наблюдателя. Принятие в недалеком прошлом системы Коперника вызвало расхождение между астрологической традицией и астрологической наукой, которое упорно держится и по сей день. Основанием для сохранения геоцентрической системы в астрологии является необходимость рассмотрения проекции влияния небесных тел на Землю и на конкретного человека. Древние, имея прекрасное представление о гелиоцентрической модели, продолжали следовать гелиоцентрической только потому, что последняя реально описывала дела земные.

Астрологические знания на протяжении многих веков считались священными и тщательно оберегались от непосвященных. Ими пользовался узкий круг людей.

Астрология — наука безупречная и вечная, как само звездное небо, хотя отношение к ней спокон веков было неоднозначное. Ее то возносили до небес, то ниспровергали в бездну. Но во все века даже самые яростные хулители астрологии все же не удерживались от соблазна хоть краем глаза заглянуть в таинственный гороскоп, отыскивая свой собственный знак. Будущее волнует всех. Именно поэтому важно проследить влияние астрологии на развитие культуры с древних времен.

1. История возникновения астрологии в Древнем Риме

На территории Римской империи астрология стала распространяться странствующими арабами. Недостаточ­ность знаний и скудное техническое оснащение древних обсерваторий практически исключали возможность крити­ки астрологического учения.

Представления римлян основывались на четком разде­лении мира земного и мира небесного, на разграничении принципов математики и физики в аристотелевской натур­философии — такой взгляд на мир позволяет понять прак­тически полное отсутствие обоснованной научной критикиастрологических учений с позиций физики до эпохи Нового времени. Однако критика все же существовала, но её основой были религиозно-нравственные и социально-поли­тические соображения.

С позиции отцов церкви критики отстаивали невозмож­ность человеческого разума познать сущее, то, что подвла­стно одному лишь Богу. Взгляд в будущее они считали божественной прерогативой.

…………………….

……………………

3. Изменение положения астрологии в Древнем Риме

В конце V века н. э. в Римской империи астрология завоевала всеобщее уважение не только у простых граждан страны, но и у государственных деятелей. Астрологические предсказания все чаще стали использоваться в политической жизни общества.

Как ни парадоксально, но именно эти прогнозы принес­ли массу трудностей римским астрологам, не всегда они оказывались верными, и это давало повод для обвинения астрологии в мошенничестве.

Первоначально астрологией интересовались только ари­стократы и интеллектуалы, однако через некоторое время она проникла в низшие слои общества. Произошло это в первую очередь под влиянием восточных религий, рас­пространившихся по всей империи.

………………………

…………………….

Заключение

Астрология представляет собой стройную, проверенную веками систему знаний, имеющих целью связать объективные явления, установить законы Неба и Земли, управляющие всеми явлениями видимого и невидимого мира (Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А.). Побежденная астрономией, астрология недолго оставалась в забвении. Миновал рационализм и материализм нового времени, и в XIX веке астрология возрождается вместе с интересом ко всему мистическому и иррациональному. Как Древний Рим, Европа жаждет знать свою судьбу- и только в начале XX века возрождаются астрологические институты. В XIX в. Европе возникла и была подробно разработана так называемая система “домов” — часовых характеристик. Это не было изобретением нашего времени — впервые идею домов или “частей судьбы” было уже в IIIм веке до н.э. в «Астрономике» астролога Манилия, хотя там их значения очень отличаются от современных. Астрология все заметнее входит в быт современного человека. Однако пока она находит свое применение в основном в прогнозах общего характера или личных консультациях, определяемых непосредственными потребностями человека. В центре внимания научной астрологии стоит сам человек, занимающий главное место на Земле и Земля, на которой он живет и трудится, любит и продолжает свой человеческий род. Астрологияпри описании индивидуальности человека и происходящих с ним событий опирается на науку, делая математический расчет движения планет вокруг Солнца и их проекции на эклиптику- путь видимого движения Солнца вокруг Земли; ориентирами которого служат неподвижные для нас созвездия Зодиака. Астрология дает гороскоп. Главное достоинство его- именно его внимание к индивидуальности человека, к тому, что есть в каждом уникального, и что к сожалению, порой остается тайной и для окружающих и для самого человека. Взгляд на человека, как на винтик в сложной машине общества, как на функционера- наследие нашего прошлого, с которым борется настоящее. И преодолеть такой взгляд помогает астрология. Астрология стремится к тому, чтобы человек себя не боялся. Нас интересует влияние космоса на Землю, жизнь которой отражается в нас. Разобраться в этом помогает астрология. Астрология помогает человеку познавать традиции. Астрология- предполагает не только интеллектуальное, но эмоциональное внимание общества, стремясь развить в людях способность к целостному восприятию мира; приближает нас к видению мира и природы человека в их незримой связи; помогает понять других людей, позволяя зримо и красочно представить свой истинный облик и образ мира в отраженном сиянии вечных звезд.

Перечень использованной литературы

  1. Бабаева А.В., Глуздов В.А., Касьян А.А. Культурология. Практикум. Изд.: Высшая школа, 2009. – 312 с.
  2. Багдасарьян Н.Г Культурология./ Н.Г. Багдасарьян – М.: Высшее образование, 2010. – 496 с.
  3. Баско Н.В. Изучаем русский, узнаем Россию. Учебное пособие по развитию речи, практической стилистике и культурологии. Изд.: Наука, 2009. – 280 с.
  4. Бачинин В.А Культурология./ В.А. Бачинин. — М.: Михайлова, 2005. – 288 с.
  5. Воронкова Л.П. Культурология./ Л.П. Воронкова. – М: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.
  6. Гуревич П.С. Культурология./ -2-е изд., – М.: Омега-Л, 2010. – 432 с.
  7. Драч Г.В. Культурология./ Г.В. Драч. – М.: Феникс, 2007. – 533 с.
  8. Еникеева Д.М. Культурология./ Д.М. Еникеева. — М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  9. Кармин А. Культурология./ А. Кармин. – М.: Лань, 2008. – 928 с.
  10. Кармин А.С. Культурология./ А.С. Кармин. – Изд.: Лань, 2009. – 928 с.
  11. Костина А.В. Культурология/ А.В. Костина. – 5-е изд., – М.: КноРус, 2010. – 336 с..
  12. Кравченко А.Н. Культурология./ А.Н. Кравченко. – М.: Академический проект, 2010. – 288 с.
  13. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. – СП.,1998.
  14. Культурология./ Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П.. Изд.: Проспект, 2010. – 528 с.
  15. Культурология./ Под ред. Самыгина С.И. -4-е изд., — М.: МарТ», – 2010. – 352 с.
  16. Лихвар В.Д., Погорелый Д.Е., Подольская Е.А. Культурология./ В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008. – 464 с.
  17. Малышева Е.М. Культурология. История мировой культуры. Изд.:КДУ, 2008. – 296 с.
  18. Малюга Ю.Я. Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М, 2007. – 333 с.
  19. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. Изд.: Экзамен, 2008. – 448 с.
  20. Моисеева Н.А Культурология. История мировой культуры./ Н.А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
  21. Соколов В.А. Культурология./ В.А. Соколов. – М.: Феникс, 2008. – 224 с.
  22. Толпыкин В.Е., Толпыкина Т.В. Культурология. Изд. Эксмо: 2010. – 432с.
  23. Шишова Н.В., Волкова Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Словарь-справочник. Изд.: Феникс, 2009. – 624 с.