РЕФЕРАТ: ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Заказ 292

Цена полной версии: 300 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей. 4
  2. Гражданско-правовые способы защиты потребителей. 8
  3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей. 17
  4. Проблемы защиты прав потребителей. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм — все это способствовало созданию потребительского рынка товаров и услуг, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых — юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.

Были исследованы труды юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского и уголовного права: Афониной А.В., Барсегян Т.К., Богдан В.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Грибанова В.П., Гришаева С.П., Еналеевой И.Д., Ершовой И.В., Парций Я.Е., Райлян А.А., Эрделевского А.М. и др.

Выбор темы работы обусловлен важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права, а также очевидным отставанием законодательного регулирования. Кроме того, изучение действующих правовых норм в рассматриваемой сфере, анализ практики их применения позволяет показать межотраслевое значение института гражданской ответственности в области защиты прав потребителей.

Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.

1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей

В условиях современных реформ сформировалась государственная потребительская политика, которая с одной стороны — направлена на развитие предпринимательской деятельности, на ее стимулирование, а с другой — на регулирование социально-экономического положения потребителя на рынке потребительских услуг, обеспечение и защиту его индивидуальных и общественных интересов. Развитие рыночных отношений привело к увеличению разнообразия ассортимента в сфере выпуска товаров, оказания услуг и производства работ. При этом рядовой потребитель оказался к этому не готов. В таких условиях активное вмешательство государства в развитие потребительской политики совершенно оправдано. Отсюда возникла объективная необходимость в создании законодательства о защите прав потребителей. На законодательном уровне требуется максимальное определение прав потребителей и, что особенно важно, закрепление мер, обеспечивающих их реальное осуществление и защиту от недобросовестных предпринимателей.

Эффективность защиты прав потребителей от недобросовестной предпринимательской деятельности — мошенничества, нарушений правил торговли, оказания услуг, торговля некачественными товарами и т.п., во многом зависит от состояния правового регулирования в этой области. [1] Изучение практики применения законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о том, в нем остается еще много противоречий, нерешенных вопросов правового, экономического, социального и организационного характера, приводящих к нарушениям прав и законных интересов потребителей. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей.

…………………….

……………………..

………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования   потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.   В этой   связи существенно усиливается координирующая роль федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в выработке и реализации согласованных действий   органов   исполнительной власти,   органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.

Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной коррекции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. В первую очередь, это касается услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным монополиям, с неразвитой конкуренцией, оказывающих услуги так называемого “народного потребления” (электроэнергия, коммунальные услуги). Однако, и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребительское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.

Оценивая достигнутый уровень работы по защите прав потребителей, можно сделать вывод о том, что она и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потре­бительской политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. – 2009. — N 4. — Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в редакции от 09.02.2009г.)//Собрание законодательства РФ. – 1994. — № 32. – Ст. 3301
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.)//Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 5. – Ст. 410.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.И., Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд «Правовая культура». — 2008.- 597с.
  5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут. — 2009. — 411с.
  6. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». — 2007. – 236с.
  7. Райлян А. А. Потребительское право // Обществознание: Учебное пособие /Под науч. ред. В. Н. Карташова и А. А. Райляна. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 516с.
  8. Райлян А. А. Конституционные основы защиты прав потребителей // Актуальные проблемы конституционного права. Материалы научного семинара. – Вологда, 2002. – 119с.
  9. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» (по состоянию на 20 июня 2007 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 63с.
  10. Афонина А.В. О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг//Жилищное право. — 2006. — № 12.- С. 18-19.
  11. Барсегян Т.К. Неустойка как мера ответственности//Юрист. 2006.    № 7. — С. 7-9.
  12. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг//Юрист. — 2003. — № 7. –      С. 14-16.
  13. Богдан В. В. Исторические этапы развития современного законодательства о защите прав потребителей в России [Актуальные проблемы гражданского права] // Гражданское право. – 2005. – № 3. – С. 13-15.
  14. Корягин А. Прилетели. Почему потребителям в России трудно защитить свои права// Российская газета, № 4789, 24.10.2008г. — С. 6.