Курсовая работа: Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки

Заказ 192

Цена полной версии курсовой: 800 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 2

1) Сущность человеческого капитала…………………………………………………… 4

1.1) Развитие теорий о человеческом капитале……………………………………… 4

1.2) Понятие человеческого капитала…………………………………………………… 8

2) Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки      16

2.1) Структура человеческого капитала…………………………………………….. 16

2.2) Факторы развития человеческого капитала…………………………………. 19

2.3) Оценка человеческого капитала…………………………………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………………………. 28

Список использованной литературы………………………………………………….. 31

Введение

 

Перспективы мировой экономики в XXI в. оп­ределяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индуст­риальной стадии, где доминировало крупное ме­ханизированное машинное производство, к по­стиндустриальной, где будут превалировать сфе­ра услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффектив­ность будет определяться в первую очередь ис­пользованием высококвалифицированных кад­ров, новых знаний, технологий и методов управ­ления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собст­венно, сам человек — его интеллектуальный по­тенциал.

По­этому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богат­ство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-техни­ческого прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как ос­нове производства этого капитала.

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывает­ся она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.

Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответст­вие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уни­кальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

 

Заключение

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки
и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий
капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в
трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал — термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала
встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование
пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители
школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и
др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков
обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,
эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в
человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.
В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение
сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и
оборудование.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

В сегодняшней российской ситуа­ции на фоне победного шествия Америки в поли­тической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по об­разу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. — М.: Прогресс, 1976
  2. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  3. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005
  4. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. — М., Юнити, 2002
  5. Кендрик Дж. Экономический рост и формирование капитала. Вопросы экономики, 1976, № 11
  6. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005
  7. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  8. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  9. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. — М.: Палеолит: Логос, 2009
  • Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2009
  • Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. — 1998. — Сер. 6. Экономика. — № 5
  • Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 2009
  • Лисовик Б.С. Труд и рынок. — спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2009
  • Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 2009
  • Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. — Т. 23